«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления» (В.Г.Белинский)
Русские народные традиции: одна из составных частей
культурного наследия русского народа. К народным традициям относятся праздники,
обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная
педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни,
сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание
воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание
добра и зла, нормы общения и человеческих отношений. Народные игры являются
традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ
жизни людей, их быт, труд, устои.
Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой
хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу
развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё
одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших
детей должна являться родная русская культура.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие
затруднения:
* приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной
культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям;
* приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям
русского народа, воспитание национального достоинства детей.
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного,
чужеземного в окружающей жизни человека
— в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах
народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский
народ, как показывает опыт, знаем наше прошлое, истоки отечественной культуры,
обычаи, нравы, традиции и т.п. очень
поверхностно.
Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в
целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека,
проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде.
Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с
непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
Необходимо донести до
сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры,
воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится
к истокам русской народной культуры и, в
первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского
народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства
наших предков. Русский танец, русская
песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.
Фольклор является бесценным национальным богатством. Это
огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными
усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий. На современном этапе
национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто
нашими предками. Произведения народного искусства отшлифовывались веками,
поэтому « сила воздействия фольклора на ребёнка в совершенстве формы и яркости
средств музыкальной выразительности, в единстве идеи и эмоций».
Фольклор является бесценным национальным богатством. Это
огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными
усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий.
На современном этапе национального возрождения необходимо
вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками. Произведения народного
искусства отшлифовывались веками, поэтому « сила воздействия фольклора на
ребёнка в совершенстве формы и яркости средств музыкальной выразительности, в
единстве идеи и эмоций».
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя
воспитать полноценного человека.
Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь
к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое.
Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в
будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры,
русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских
сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает
творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И
начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых
лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью,
детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки
национальной культуры.
Предлагаем вам репертуар народного фольклора
Уж ты, котенька-коток,
Котя - серенький хвосток!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу Дашеньку качать,
Нашу Дашеньку качать,
Прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка,
Радость моя!
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка моет язычком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половички курочка веничком метет.
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом... в яму!
Бух!
Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили!-
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков
И весёлых мотыльков.
Динь, день! Динь, день!
Начинаем новый день!
Дили-дили-дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробушек проснулся,
И галчонок встрепенулся...
Динь, день! Динь, день!
Не проспите новый день!
Комментариев нет:
Отправить комментарий