Созданию
хорошего настроения способствует и тон воспитателя, и его умение пошутить,
посмеяться, понять детский юмор.
Хорошо,
когда в речи воспитателя звучит потешка, поговорка, присказка. В общении со старшими
дошкольниками шутка может стать регулятором детского поведения.
— По
усам текло, а в рот не попало,— говорит воспитатель испачкавшемуся за столом
ребенку. И это скорее побуждает его привести себя в порядок, чем замечание.
С
помощью юмора легче преодолеть нежелательные способы повеления отдельных детей.
Андрей
часто плачет, жалуется по всякому поводу.
— А
у меня ветер шапку унес,— говорит мальчик, обращаясь за помощью к воспитателю,
вместо того чтобы поднять ее самому.
— А
Лена толкается!
— А
меня не принимают играть!
После
занятия с глиной Андрей сообщает педагогу голосом, выражающим полнейшую
безысходность:
— А
у меня руки грязные!
—
Что же мы с тобой делать-то будем? — говорит педагог в тон мальчику с напускной
озабоченностью.— Потрудился ты старательно, у тебя хорошо получилось. Но вот
руки-то грязнущие... Несчастье какое! — продолжает шутить воспитатель.
И
поощрение, и шутка помогают мальчику переключиться на иной лад. С хитринкой в
глазах он говорит:
—
Сейчас я их помою, ладно?
И
как ты догадался? все еще шутит воспитатель. А затем добавляет:— Правильно,
Андрюша. Ни к чему горевать, когда так все легко исправить.
Представьте
себе, как неуместно прозвучало бы сухое назидание в такой ситуации! Примеру
педагога вскоре начинают следовать дети. В их речи также начинает звучать
шутка.
Высоко
ценил юмор К. И. Чуковский, указывая, что чрезвычайно важно «Воспитать в
ребенке юмор — драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит
его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над
мелочами и дрязгами».
Юмор
играет большую роль в развитии оптимизма, жизнерадостности, поэтому первые
проявления этого чувства надо всячески поддерживать: дети, понимающие шутку,
юмор, более доброжелательны, общительны.
Но,
развивая у детей чувство юмора, очень важно обращать внимание на то, чтобы его
проявления не превращались в насмешку над бедой, оплошностью товарища, его
незнанием, неумением. Подобные случаи должны настораживать: ведь с этого
неумения различать, что смешно, а что требует сочувствия, берут свое начало
черствость, душевная глухота к переживаниям окружающих людей. Педагог должен
остановить ребенка, сказав: «Это не смешно». И объяснить, почему: «Человеку,
попавшему в беду, сочувствуют, ему помогают. Смеяться над ним плохо, жестоко».
Надо
иногда спросить ребенка: «Если бы с тобой так случилось, а твой товарищ стал бы
смеяться, тебе было бы приятно?»
Немаловажное
значение в создании эмоционального подъема имеет ожидание радости. Оно и в
предстоящих интересных делах, и в завтрашнем дне, который, как говорил А. С.
Макаренко, «должен казаться обязательно лучше сегодняшнего», и в подготовке к
вечерам досуга и праздникам. Уже само по себе ожидание чего-то интересного,
необычного — событие, являющееся «истинным стимулом человеческой жизни».
Завтра
в гости к малышам придут дети старшей группы и покажут им сказку. И те и другие
готовятся к встрече, радуются ей.
Скоро
в уголке природы появится разноцветный попугай. Это вызывает радость и
озабоченность: где лучше поместить нового жильца, какое угощение приготовить
ему, как за ним ухаживать?
Старшие
дети готовятся к поездке в зоопарк. Сколько оживления, разговоров! Вспоминают,
что они знают о животных, которых там увидят, забрасывают вопросами
воспитателя.
Так
завтрашний день становится для детей радостным событием, а подготовка к нему
создает ощущение подъема уже сегодня, располагает ребят помечтать, пообщаться
со сверстниками, объединяет совместными переживаниями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий