Блог воспитателей группы "ЗВЁЗДОЧКА" МБДОУ "ДС №413 г.Челябинска" создан для заботливых родителей, педагогов и всех заинтересованных людей в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Все наши сообщения состоят из интересной информации, которые мы создали сами или смогли найти в мировой сети.

ЛУЧШИЙ СПОСОБ СДЕЛАТЬ ДЕТЕЙ ХОРОШИМИ – ЭТО СДЕЛАТЬ ИХ СЧАСТЛИВЫМИ! (ОСКАР УАЙЛЬД)

23 июля 2012 г.

ПЕРВЫЕ СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ МАЛЫШЕЙ

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. 

С самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они. Тенденция подражать старшим лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности – сюжетной игры, в ходе которой ребенок в условном плане, "понарошку" может действовать как взрослый. Особенность таких действий заключается в том, что в них воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, их повторяемость, а результат является мнимым, воображаемым. В сюжетных играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации, в которых он является объектом воздействий взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера), переносит реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.). Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек, детских фильмов.

Что нужно делать взрослому, чтобы ребенок научился играть?
Прежде всего, следует обогащать жизненный опыт ребенка, из которого он будет черпать сюжеты для своих игр. Привлекайте его внимание к занятиям взрослых, обсуждайте и комментируйте их (например, "бабушка готовит вкусную еду", "мама укладывает ребенка спать", "папа купает малыша, гуляет с ним" и пр.)
Помните, что первые игровые действия ребенка возникают из подражания игре взрослого. Недостаточно просто купить малышу куклу и предметы ухода за ней. Очень долго действия с этими игрушкам будут оставаться на уровне простых манипуляций. Разыгрывайте перед ребенком небольшие сюжеты с куклами и животными, показывайте игровые действия с ними. Например, посадите куклу на стульчик и обратитесь к ней: "Ляля, пора кушать. Вот тарелочка, вот ложечка. Давай я тебя покормлю кашкой". Кормите куклу и разговаривайте с ней так же, как вы разговариваете со своим сыном или дочкой. Одновременно с этим вовлекайте малыша в свою игру: попросите помочь покормить куклу, распределяйте с ним игровые действия. Можно сказать так: "Машенька, давай вместе покормим куклу? Я дам ей кашку, а ты напои ее чаем вот из этой чашечки". Постепенно вводите в игру новые персонажи и предметы (например, скажите: "Посмотри, киска сидит грустная, она тоже хочет кушать. Давай дадим ей молочка на блюдечке?").
Постепенно расширяйте круг ситуаций, которые можно отображать в игре. Если ребенок еще совсем мал, эти ситуации будут разрозненными. Малыш может долго катать куклу в коляске, или без конца причесывать ее, или купать в ванночке, застревая на одном и том же действии. Ваша задача - не прерывая игры ребенка, постараться разнообразить ее. Если вы видите, что ребенок без конца кормит куклу, спросите у него: "Может быть, куколке пора спать? Где ее кроватка?". Тем самым вы подтолкнете малыша к новым игровым действиям.
Если вы сами инициируете совместную сюжетную игру, старайтесь организовать ее как целостную ситуацию, воспроизводящую последовательность нескольких реальных событий, а не как обучение ребенка отдельным игровым действиям.. Маленькие дети еще не умеют планировать свою деятельность. Их действия ситуативны, и побуждаются теми предметами, которые попадаются им на глаза: увидел расческу – причесал куклу, увидел утюжок – начинает гладить все, что лежит на столе. Долгое время ребенка будет вполне устраивать такая игра. Однако вы можете время от времени предлагать ему более сложные образцы игры, договариваясь с малышом о том, как вы будете играть. Например: "Давай, мы сначала сварим суп, потом покормим мишку, а потом положим его спать", или: "Ляле пора купаться. Давай вымоем ее в ванночке, потом вытрем полотенцем, потом причешем, а потом погуляем с ней". Если малыш согласится так играть, помогите ему придерживаться той последовательности действий, о которой договорились. Но ни в коем случае не требуйте от него неукоснительно следовать вашим указаниям. Игра – это не занятие, а овладение сложными сюжетами происходит далеко не сразу. Даже в младшем дошкольном возрасте игра не всегда разворачивается по предварительному плану и представляет собой цепочку разрозненных игровых действий.
Предлагая малышу поиграть, старайтесь сделать игру интересной для него, поэтому сами играйте с увлечением. Чаще вспоминайте свой детский игровой опыт, свои переживания во время игры.
Постепенно вводите в игру предметы-заместители, например, используйте вместо ложки палочку, вместо хлеба кубик, вместо яблочка шарик и пр. Это будет способствовать развитию воображения ребенка.
На третьем году жизни ребенка его игра становится более самостоятельной, разнообразной и богатой по содержанию. Обогащается ее эмоциональная окраска, увеличивается продолжительность. Теперь уже ребенку не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать игровые действия с ними.
На смену разрозненным игровым действиям приходит последовательная и самостоятельная "проработка" выбранного сюжета, включающая множество разнообразных действий, их постоянные повторения и вариации с использованием различных предметов.
На протяжении всего раннего возраста происходит подготовка ребенка к принятию на себя роли в игре. Первоначально, подражая действиям взрослого, ребенок не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя реально действует как мама, врач или шофер. Такая игра получила название "роль в действии". Однако к концу раннего возраста у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу дочкой или сыночком и пр.
Помогайте малышу принимать на себя роль, называть ее. Поначалу можно ограничиться комментариями к игровым действиям малыша, связав их с ролью. Например, мама говорит дочке, играющей с куклой: "Вот как ты, Леночка, хорошо укачиваешь Лялю, как мама. Ты мама, а кукла - дочка", или обращается к сыну, который собирает кубики: "Максим, ты у нас строитель, строишь дом". Маленький ребенок может проигнорировать слова взрослого, но со временем и сам начнет называть себя именем персонажа.
Другим приемом является принятие взрослым на себя роли, а также называние роли персонажа по ходу совместной с ребенком игры, Например, вы говорите: "Я мама, а это мой сыночек" или: "Я доктор, а это больной" и обращаетесь к кукле: "Сыночек, пора купаться" или: "Больной, вам нужно сделать укол". Персонажем таких игр может стать и сам ребенок. В этом случае вы называете себя "мамой", а ребенка "дочкой" или "сыночком". При этом важно выполнять не только соответствующие роли действия, но и подробно комментировать их, выстраивать диалоги, а также интонировать речь персонажей, например, строго обращаться к кукле от имени врача, хныкать или капризничать, как маленький ребенок и пр.
Если ребенок уже умеет брать на себя некоторые роли в ходе совместной игры со взрослым, можно предложить ему поменяться ролями. Например, если вы были врачом, а ребенок пациентом, то после "излечения больного" можно предложить ребенку: "Давай теперь ты будешь доктор, а я больная, пришла полечиться. Доктор, у меня горло болит" или: "Давай, я буду дочка, а ты мама. Мама, давай пойдем в магазин и купим новую игрушку".

В процессе таких игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые отношения, учится строить диалоги, общаться с партнером по игре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

НАШИ БУДНИ