В период дошкольного детства ребенок открывает мир
природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог
ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание
заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры,
любознательность, способность любоваться красотой природного мира.
Так что же это за наука такая – «ЭКОЛОГИЯ»? Чем
занимается? Что изучает? Уровень «парниковых газов» в атмосфере? Степень
загрязненности водоемов? Вред от нефтяных пятен в океане? Зачем это маленьким
детям, спросите вы.
Да, все это наука экология изучает, но здесь речь
уже идет о «диагностике» и «лечении» огромного организма – планеты, которое необходимо применить, чтобы
ликвидировать результаты недальновидного и безответственного поведения Человека
в своем Доме – Окружающем его мире. А если не брать во внимание природные
катаклизмы – что же изучает экология? Вот, как раз, его – ОКРУЖАЮЩИЙ МИР – и изучает!
Ведь в переводе с греческого «экос» (или, вернее «ойкос») означает «дом,
жилище», вторая часть «логос» – «учение». Так значит, экология – наука о доме,
о месте обитания. А где мы все обитаем, если в корень посмотреть? Разумеется, в мире природы и ее ресурсов: она
дает нам и пищу, и одежду, и дом – в общем, все необходимое для нашего
существования. Но ведь у нас есть еще и соседи – другие живые организмы,
которые нас окружают, и с которыми желательно не портить отношения. А есть еще
и неживая природа, способная радикально изменить наши условия проживания. И все
это нужно учитывать, обо всем помнить и ВСЕ ЛЮБИТЬ как данность. И дошкольный
период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно
формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок
получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о
разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического
мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От
того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как
воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать,
какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются
через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду,
детских студиях и в семье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий