С
раннего возраста детей следует знакомить с доступными их пониманию явлениями
природы: взрослый воспитывает любовь ко всему живому, учит доброму, бережному,
заботливому отношению к животным и растениям; развивает познавательный интерес,
этические, эстетические чувства.
Наблюдения
неживой природы
Вода.
В теплую погоду в начале осени дети знакомятся со свойствами воды: льется,
может быть холодной или теплой. С этой целью проводятся игры: вылавливание
сачками игрушечных рыбок, уточек, разноцветных шариков из надувного бассейна
(или тазика), наполненного водой; наблюдение купания куклы.
Песок.
Дети полутора-двух лет охотно играют сухим песком. По показу взрослого малыши
пересыпают песок из формочки в формочку. Они узнают его свойства: сухой песок
сыплется, а мокрый сохраняет форму того предмета, в который его насыпали. Следует
учить их делать «пирожки», «домики-холмики» из мокрого песка.
Камешки.
Предлагать детям рассматривать разноцветные камешки, учить выкладывать по
контуру грибок, кораблик, флажки и т. д.
Сезонные
явления. В ненастную погоду обращать внимание на то, что идет дождь, гулять
нельзя. После дождя с детьми полутора-двух лет рассмотреть лужи большие и
маленькие. Уточнять названия сезонной одежды, обращать внимание на одежду
прохожих, характерную для осени.
Наблюдения
за растениями
Листья.
В тихую солнечную погоду обратить внимание всех детей на разноцветные листья.
Предложить побродить по опавшим листьям, прислушаться, как они шуршат под
ногами. Предложить собрать опавшие листья, уточняя с каждым ребенком наиболее
яркие цвета их окраски: красный, зеленый, желтый. При этом можно знакомить
детей и с величиной отдельных листьев: маленький — большой. Принесенные листья
взрослый собирает в букет или может сделать для детей сумочки, шапочки, пояса.
Дети по образцу взрослого выкладывают узор, чередуя большой лист, маленький и
т. д.
Дерево.
Детей можно учить отличать деревья от других растений на участке. Для
закрепления названия «дерево» воспитатель вместе с детьми прячется за дерево и
кричит: «Ау! Мы за деревом! Ищите нас!»
Желуди,
шишки. Предложить детям провести пальчиком вдоль желудя, поясняя при этом:
гладенький. Вложив в ладошку каждого ребенка шишку, пояснить: колючая.
Предлагать дидактическую задачу: «Покажи, где гладенький желудь, где колючая
шишка».
Цветы.
В начале осени, рассматривая цветы на клумбах, воспитатель знакомит детей с
названием «цветы», обращает внимание на яркие георгины, пушистые головки
золотого шара. Предлагает найти и показать красные цветы, желтые, большие и
маленькие цветы. Если дети затрудняются, следует предлагать отыскать такой же
цветок, какой в руках взрослого. Можно использовать дидактическое упражнение на
закрепление новых названий: «Покажи дерево», «Найди цветок», «Принеси листик» и
т. д.
Овощи,
фрукты. Показать такие огородные культуры, как морковь, помидор, огурец,
капуста. Обратить внимание на цвет помидора и огурца, предложить попробовать на
вкус, а затем по просьбе взрослого найти и выбрать названный овощ. Таким же
образом знакомить детей с фруктами: яблоками, грушами, сливами.
Наблюдения
за животными
Кролик.
Детям полутора-двух лет воспитатель может показать кролика, держа его на руках,
предложить погладить животное. Взрослый уточняет его особенности: ушки длинные,
шерстка мягкая, хвостик маленький, коротенький. Дети наблюдают, как кролик ест
морковку, капусту, вместе со взрослым отмечают его действия: прыгает, грызет
морковку.
Кошка.
При знакомстве с кошкой дети 1 г.—1
г. 6 мес. следят за действиями взрослого (гладит, угощает), повторяют вслед за
ним: «Киса, пей молоко!» По предложению взрослого ребенок показывает уши, лапы,
голову, хвост животного. Дети 1
г. 6 мес.— 2 лет, поглаживая кошку, вслед за ним
повторяют: «Ушки, лапки, хвостик и т. д.». Взрослый поясняет: «Кошка (киса)
спит, умывается, пьет молочко». Дети повторяют эти слова.
Курица,
петух. Когда дети следят за действиями птиц, взрослый предлагает повторить:
«Петя! Ко-ко-ко!» Дети старше полутора лет уже могут ответить на вопросы: «Как
кричит (поет) петушок?», «Как отзывается курочка?» Слушают небольшие
стихотворения, потешки про петушка, курочку.
Наблюдения
за трудом взрослых
С
детьми от полутора до двух лет систематически проводятся наблюдения за трудом
дворника. Воспитатель объясняет его действия: сгребает листья, подметает
дорожки. Дети могут по предложению взрослого подмести часть дорожки, сгребая
осенние листья, или собрать их в определенное место.
Со
всеми детьми второго года жизни целесообразно проводить экскурсии по участку.
Останавливаясь у клумбы, песочницы, качелей, у веранды, воспитатель объясняет
их назначение, затем предлагает: «Покажи, где у нас растут цветы» и т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий