Вода
- первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети
соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать,
принимаются за игры с водой.
Тонет-не
тонет
Попробуйте
выяснить, какие предметы тонут в воде, а какие - нет. Кидайте в таз с водой
предметы из разных материалов: дерева, металла, пластика, резины, ткани, бумаги
и др. Кидайте поролоновые губки, пробки, камушки, шишки, палочки и многое
другое.
Понаблюдайте,
что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще. Кусок пробки
плавает в воде, а кусок железа такой же величины тонет. Пробка плавает, потому
что при одинаковых размерах она гораздо легче. То, насколько плотным и тяжелым
является материал или тело, принято называть плотностью. Если плотность
какого-то материала меньше плотности воды, он будет плавать.
Выберите
несколько предметов разного размера и формы, которые тонут в воде. Налейте воды
в прозрачную бутыль. Отметьте уровень воды маркером. Опустите один из предметов
в воду, обратите внимание на то, что вода поднялась, отметьте получившийся
уровень воды. Затем проделайте тоже самое с другими предметами. Сделайте вывод:
чем больше объем погружаемого предмета, тем выше поднимается вода. Объемом
называется часть пространства, занятая
каким-либо предметом.
Возьмите
весы «безмен». Повесьте на веревку тяжелый предмет, например гантелю. Веревку
привяжите к крючку весов. Постепенно погружайте предмет, висящий на веревке, в
наполненную ванну, наблюдайте, как изменяются показания весов. Вес предмета в
воде уменьшится. Сила тяготения Земли действует на все предметы и направлена к
ее центру. Благодаря этому у них есть вес. На предмет, погруженный в жидкость,
действует также выталкивающая сила, которая уменьшает силу тяжести,
притягивающую предмет к Земле.
Растворы
Попробуйте
подкрасить воду акварельными красками, делая растворы разной концентрации в
прозрачных пластиковых бутылках. Сравнивайте результат: чем больше краски
растворено в воде, тем темнее получится раствор. Однородная смесь двух и более
веществ называется раствор.
Можно
попытаться выяснить, что еще растворится в воде, кроме красок? Пусть малыш
наливает в воду разные жидкости ложкой (сок, молоко, сироп, варенье). А если
влить в воду несколько ложек подсолнечного масла и хорошенько размешать?
Сначала покажется, что жидкости перемешались. Но если поставить сосуд на стол и
немного подождать, будет видно, как содержимое банки расслаивается и во всех
слоях присутствуют шарики масла. На дне будет вода (она более тяжелая) с
шариками масла. В среднем слое будет поровну масла и воды, а часть масла
поднимется наверх. Если поставить банку на несколько часов, вся вода опустится
вниз, а масло будет наверху. Смесь не смешиваемых жидкостей называется
эмульсией.
А
если сыпать в воду разные порошки? Сахар ,соль, муку, крахмал? А если бросать в
воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара? Растворяется ли то, что мы
кидаем в воду? Детям старшего возраста можно сказать, что процесс растворения
молекул вещества в жидкости называется диффузия.
Наливаем-выливаем-измеряем
Воду
можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно
использовать баночки и бутылочки разного размера, фактуры и объема).
Сравнивайте
количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И наоборот,
близких размеру, но разной формы. Обратите внимание ребенка на то, что вода
может принимать какую угодно форму и количество воды не зависит от формы
емкости.
Попробуйте
сосчитать, сколько маленьких стаканчиков "поместится" в большую
бутылку (используйте воронку). А если потом вылить обратно в стаканчики? Будут
ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?
Ребенка
старшего возраста познакомьте с единицами измерения объема - литрами,
миллилитрами, декалитрами. Купите мерный стакан, научите ребенка отмерять
нужное количество жидкости. Выясните, сколько миллилитров содержит чайная,
десертная, столовая ложки, чашка ребенка, суповая тарелка, кастрюля или чайник.
Если
у вас есть весы, взвесьте один литр воды. Его масса будет равна ровно одному
килограмму. А сколько будет весить литр сока? Литр масла?
А вот здесь у меня есть хороший опыт про распределение воды на планете http://svealevg.blogspot.com/2012/04/blog-post.html
ОтветитьУдалить