Дошкольники
– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность,
постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в
проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а
наоборот, активно помогать.
Эта
деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое,
как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе
которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация
предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые
орудийные действия.
В
период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности
сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде
ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
К
старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность
вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами,
осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире,
упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
В
качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности
на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:
развитие
познавательной инициативы ребенка (любознательности)
освоение
ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта:
причинно-следственных, родовидовых (классификационных), пространственных и
временных отношений;
перевод
ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню
символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между
предметами и явлениями окружающего мира);
развитие
восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных
действий по поиску связей вещей и явлений;
расширение
кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного
практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу
(освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных
географических и исторических представлений).
В
экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности
используется следующая логика методов:
вопросы
педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ
Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...». В какую ситуацию попала галка?);
схематичное
моделирование опыта (создание схемы проведения);
вопросы,
помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или
природную закономерность;
метод,
стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он
думает по этому поводу?»;
метод
«первой пробы» применения результатов собственной исследовательской
деятельности, суть которого состоит в определении ребенком
личностно-ценностного смысла совершенных им действий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий