На
дворе начало марта – первый весенний месяц.
Но зима пока не спешит сдавать свои позиции: повсюду сугробы и деревья
спят еще крепким сном. А давайте устроим свою маленькую весну дома, на
подоконнике и проведем вместе с
детьми 3-5 лет настоящие биологические
эксперименты:
1.
С веточками.
Во
время прогулки осторожно срежьте несколько веточек тополя, березы, ясеня, липы.
Дома внимательно рассмотрите своих «гостей». Предложите малышу пощупать веточки,
понюхать их. Все ли они одинаковые? Нет! У одного кора толще, у других -
тоньше, да и по цвету они разные, и по запаху. Расскажите крохе, как отличить
одну от другой, каким деревьям они принадлежат. Если у вас есть подходящая
книжка или набор карточек, рассмотрите изображения деревьев, веточки которых вы
взяли. Можно завязать малышу глаза и предложить на ощупь или по запаху
определить, веточку какого дерева он держит. Рассмотрите почки на ветках.
Теперь расставьте ветки по бутылкам с водой.
Часть веток поставьте ближе к свету, часть – в тень, в они бутылки подливайте
теплую воду – в другие холодную, то есть создайте разные условия. Понаблюдайте,
на каких веточках листья появятся раньше, где они будут крупнее.
2.
С семенами.
Для наших опытов возьмем семена, которые дают
быстрые всходы. Это фасоль, горох, семена подсолнечника, овса. Салат – латук
появляется быстрее всех, через 4-5 дней можно собирать урожай. Начинаем
посадочные работы. Прежде всего, выучим волшебный стишок, «заклинание», которое
поможет нашему садику быстрее расти:
Выйди,
выйди, солнышко,
Мы
посеем зернышко.
Скоро
вырастет росток,
Потянется
на восток.
Перекинется
мосток,
По
мосточку мы пойдем
В
гости к солнышку придем. ( И. Токмакова)
Можно,
конечно, обойтись и без заклинания, но, согласитесь, так гораздо интереснее и
таинственнее!
3.С
листьями комнатных цветов.
Возьмите
лист бегонии или фиалки и переверните его жилками вверх. На пересечении жилок
сделайте маленькие надрезы острым лезвием. Положите листок на влажную салфетку
и накройте стеклом. Поставьте в теплое светлое место и регулярно
поливайте. Через несколько дней из жилок
начнут расти крохотные «детки» -
листочки. Рассмотрите их в лупу. Когда они чуть-чуть подрастут и окрепнут, их
можно будет пересадить в землю.
4.
С репчатым луком.
Возьмите
головку лука, налейте в маленькую баночку (например, из-под детского питания)
воду и поставьте на нее сверху луковицу - так, чтобы она касалась воды.
Наблюдайте с ребенком за ростом корешков, а затем стрелок лука.
5.
С корнеплодами – морковью, свеклой.
Обрежьте
верхушки у морковки, репки, свеклы. Налейте в мелкое блюдо немного холодной
воды так, чтобы она не покрывала верхушки корнеплодов. Поставьте блюдо на
подоконник и каждый день подливайте воду.
Через
несколько дней появится ботва. Теперь кусочки корнеплодов напоминают
тропические острова, покрытые буйной растительностью. Снаряжаем кораблик из
скорлупки — и в путь!
Проводя эти нехитрые эксперименты, обязательно
рассматривайте, как устроены растения. Рассказывайте малышу, как называются их
части (корни, листья, цветы, плоды, семена); объясняйте, зачем они нужны.
Обратите внимание на особенные названия: у лука не листья, а стрелы, у
корнеплодов - ботва, у злаков семена находятся в колосьях, лук и чеснок растут
из луковиц, картофель — из клубней. По возможности используйте книжки с картинками на эту тему.
Согласитесь,
опыты очень простые, а сколько радости
они доставят малышу! Но игры с
растениями не только создают хорошее настроение. Они еще и очень полезны: учат
познавать мир, дают представление о ходе
времени, развивают координацию движений и мелкую моторику, помогают научиться
сравнивать цвет, форму, объем, способствуют развитию речи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий