Содержание речевого этикета, вводимое в
жизнь детей, должно отвечать потребностям дошкольников и условиям их жизни.
Дошкольник осваивает способы и условия налаживания отношений с людьми. Он
постоянно оказывается в ситуации встречи или расставания. Ему приходится
благодарить людей за внимание, заботу, помощь, подарки, а также просить о
помощи либо услуге. Он способен увидеть достоинства друзей и близких людей и
сказать им об этих достоинствах.
Основные правила речевого этикета, с которыми мы знакомим дошкольника:
1. Говорить людям при встрече слова приветствия: здравствуйте, доброе
утро, добрый день, добрый вечер и другие. При этих словах, произносимых четко и
громко, надо улыбнуться, посмотреть в глаза человеку, которому эти слова
предназначены. Говорить слова приветствия всем, кого встретишь, когда приходишь
в детский сад; всем, кто тебя встречает, когда приходишь в гости, в театр, в
музей, в кафе, в небольшой магазинчик.
2. При окончании встречи говорить людям слова расставания: до свидания,
до скорого свидания, до новой встречи. Говорить слова расставания, когда
уходишь из дома, из детского сада, из гостей; всем, кто тебя провожает из
музея, из кафе, из других мест.
3. Благодарить добрым словом спасибо или благодарю людей, которые
сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь. Выходя из-за стола после
еды, надо поблагодарить всех, кто накрывал на стол, подавал еду, убирал со
стола посуду, вместе с тобою ел.
4. Обязательно говорить слово пожалуйста, когда просишь людей о помощи,
о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку. Однако нельзя
просить все время, надо и самому другим помогать, на просьбы людей откликаться.
5. В ответ на слово спасибо можно сказать слово пожалуйста, чтобы
показать тому человеку, которому так отвечаешь, что ты с удовольствием
оказываешь услугу и с радостью помогаешь ему.
6. В ответ на благодарность за угощение можно ответить: На здоровье.
Человек, получивший такой ответ, знает: ему пожелали быть здоровым.
7. Говорить людям комплименты – добрые слова, в которых отмечаются их
хорошие качества, достоинства, умения. При этом надо обязательно улыбаться и
смотреть тому, кого хвалишь, в глаза.
8. Стараться не обижать людей злыми словами: ты – плохой; ты – злой; я
тебя не люблю. О своей обиде лучше сказать: мне не нравится, что ты пожадничал;
я не хочу, чтобы ты говорил неправду; мне не хочется сейчас с тобой играть.
9. Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения. С
тем, кто обзывается, дружить не хочется. Есть у ребят такая пословица: кто так
обзывается, тот сам так называется.
10. Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди
всех того человека, с которым говорим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий