Зимой. Малыши, которые летом
укладываются в постель засветло и просыпаются, когда солнце высоко, зимой
ложатся спать и встают при электрическом свете, сами редко замечают изменение
длины светового дня. А ведь это важно. В самом деле: стали короче дни,
похолодало, осыпалась листва с деревьев, оголились леса, ударил морозец, выпал
снег, улетели многие птицы.
Конечно, утром хлопот в каждой семье
хватает. Но попробуйте все-таки обратить внимание ребенка на то, что на часах
уже восемь, пора выходить из дому, а за окном – ночь. И вечером свет в квартире
приходится зажигать прямо с порога, А давно ли, вернувшись из детского сада,
успевали раздеться и только потом щелкали выключателем?
Ну, а мороз? Можно начиная с трехлетнего
возраста регулярно проводить с малышом наблюдения за погодой, приучать его
замечать и называть явления: холодно, ветер, светит солнышко, идет снег... Чем
старше ребенок, тем больше явлений, связанных с изменением погоды, доступно его
восприятию. Дошкольника можно познакомить с термометром и принципом его работы
(изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого
столбика и показывает температуру). Покажите ребенку сначала нулевую отметку на
шкале, познакомьте с движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим
можно научить малыша отсчитывать градусы на шкале: каждое деление – один
градус. Самый обычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток
заданий. Их цель – научить определять температуру воздуха. Например, в комнате
22° выше нуля. Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18 Спустя
некоторое время – снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате
опять повышается.
Снег – он очень рано привлекает
внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них,
как крошечная звездочка, только лучей у нее не пять, а шесть. Особенно хорошо
видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. Порой они
опускаются не по одной, а по нескольку фазу, удерживая друг друга острыми
лучиками. Потом вдруг вид их меняется, и на рукавичке уже не легкая звездочка,
а комочек. Одни комочки компактные Стоит
дохнуть на хрупкую звездочку, и, тотчас превратившись в капельку, она на морозе
через одну-две минуты станет полупрозрачной круглой льдинкой. А если
попробовать поймать снежинку, сняв варежку? Холодная звездочка коснувшись
теплой ладошки, моментально превратится в капельку воды. А понимает ли малыш,
почему это происходит? Постарайтесь ему доступно объяснить.
Обратите внимание ребенка: в
зависимости от погоды меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуля
снег липкий. Огромный шар для снеговика скатать – пара пустяков. И снежки
получаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий, а после
оттепели – плотный и хорошо режется лопаткой на брусочки.
Много радости и удивительных открытий
дарят малышу зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых
из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши
края «погреться». Синицы, снегири, свиристели... Одни склевывают рябину
(спасибо, люди, что ягод не тронули!), другие ощипывают березовые почки (зимой
и это лакомство!).
Объясните ребенку, как важно помочь
птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как
мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками,
столик с крышей, пакет из-под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только,
чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего
объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете.
Порой говорят: для того чтобы научить
ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за
городом. Спору нет, в условиях большого города довольно трудно иногда выбрать
объекты для постоянных наблюдений. В поле, в лесу куда больше интересного. Но
деревья, которые круглый год заглядывают в окна многих городских квартир, кусты
по обе стороны асфальтированной дорожки, нахохлившиеся от студеного ветра
воробьи, голуби – всегда рядом. И если мы научим ребят приглядываться к их
жизни и с их помощью пробудим интерес к огромному миру природы, можно будет
считать самую первую часть нашей задачи выполненной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий