Блог воспитателей группы "ЗВЁЗДОЧКА" МБДОУ "ДС №413 г.Челябинска" создан для заботливых родителей, педагогов и всех заинтересованных людей в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Все наши сообщения состоят из интересной информации, которые мы создали сами или смогли найти в мировой сети.

ЛУЧШИЙ СПОСОБ СДЕЛАТЬ ДЕТЕЙ ХОРОШИМИ – ЭТО СДЕЛАТЬ ИХ СЧАСТЛИВЫМИ! (ОСКАР УАЙЛЬД)

31 января 2012 г.

Знакомим детей с природными явлениями

Зимой. Малыши, которые летом укладываются в постель засветло и просыпаются, когда солнце высоко, зимой ложатся спать и встают при электрическом свете, сами редко замечают изменение длины светового дня. А ведь это важно. В самом деле: стали короче дни, похолодало, осыпалась листва с деревьев, оголились леса, ударил морозец, выпал снег, улетели многие птицы.

Конечно, утром хлопот в каждой семье хватает. Но попробуйте все-таки обратить внимание ребенка на то, что на часах уже восемь, пора выходить из дому, а за окном – ночь. И вечером свет в квартире приходится зажигать прямо с порога, А давно ли, вернувшись из детского сада, успевали раздеться и только потом щелкали выключателем?
Ну, а мороз? Можно начиная с трехлетнего возраста регулярно проводить с малышом наблюдения за погодой, приучать его замечать и называть явления: холодно, ветер, светит солнышко, идет снег... Чем старше ребенок, тем больше явлений, связанных с изменением погоды, доступно его восприятию. Дошкольника можно познакомить с термометром и принципом его работы (изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру). Покажите ребенку сначала нулевую отметку на шкале, познакомьте с движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим можно научить малыша отсчитывать градусы на шкале: каждое деление – один градус. Самый обычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток заданий. Их цель – научить определять температуру воздуха. Например, в комнате 22° выше нуля. Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18 Спустя некоторое время – снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате опять повышается.
Снег – он очень рано привлекает внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них, как крошечная звездочка, только лучей у нее не пять, а шесть. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. Порой они опускаются не по одной, а по нескольку фазу, удерживая друг друга острыми лучиками. Потом вдруг вид их меняется, и на рукавичке уже не легкая звездочка, а комочек.  Одни комочки компактные Стоит дохнуть на хрупкую звездочку, и, тотчас превратившись в капельку, она на морозе через одну-две минуты станет полупрозрачной круглой льдинкой. А если попробовать поймать снежинку, сняв варежку? Холодная звездочка коснувшись теплой ладошки, моментально превратится в капельку воды. А понимает ли малыш, почему это происходит? Постарайтесь ему доступно объяснить.
Обратите внимание ребенка: в зависимости от погоды меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуля снег липкий. Огромный шар для снеговика скатать – пара пустяков. И снежки получаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий, а после оттепели – плотный и хорошо режется лопаткой на брусочки.
Много радости и удивительных открытий дарят малышу зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели... Одни склевывают рябину (спасибо, люди, что ягод не тронули!), другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!).
Объясните ребенку, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из-под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И  лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете.

Порой говорят: для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за городом. Спору нет, в условиях большого города довольно трудно иногда выбрать объекты для постоянных наблюдений. В поле, в лесу куда больше интересного. Но деревья, которые круглый год заглядывают в окна многих городских квартир, кусты по обе стороны асфальтированной дорожки, нахохлившиеся от студеного ветра воробьи, голуби – всегда рядом. И если мы научим ребят приглядываться к их жизни и с их помощью пробудим интерес к огромному миру природы, можно будет считать самую первую часть нашей задачи выполненной.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

НАШИ БУДНИ