«Сказка
– великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через
сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» (Алексей Николаевич Толстой)
Сказка
делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогащает
его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником
воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность
в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Но до семи - восьмилетнего возраста
сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство,
а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет право отнимать у него эту
ничем не заменимую пищу. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее,
пышнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период.
Для того чтобы
максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных
качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на
наиболее характерных.
Многие сказки
внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм
сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого
средства.
Увлекательность
сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим
средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма
сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему
внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются
психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их
внимания.
Образность -
важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не
способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко
показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным
характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются
в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам.
Образность
дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о
том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не столько
яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное
назначение которых - позабавить слушателей.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей
сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма.
«Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими
образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы
исподволь складывается в сознании слушателя.
Ольга Владимировна, очень познавательный материал. Жаль только, что семейное чтение уступило место компьютерным играм и просмотру "зловредных" и "плохо воспитывающих" мультиков.
ОтветитьУдалить